Виды психологических зависимостей от средств манипуляции
vlador0


   В этом сообществе говорилось о важности такого фактора как психологическая зависимость от многих средств манипуляции: человек подчас не может отказаться от их потребления при том что никто его не заставляет. Разнообразные виды зависимостей, не только психологических, объединяются одним понятием – аддикции.
   Простейшая классификация зависимостей потребителей – по самим видам средств манипуляции. Так можно выделить зависимости (аддикции): телевизионные, компьютерные, химические, идеологические. К последним можно отнести и религиозные аддикции, их особенность в том что зависимость присутствует не от 'осязаемого' объекта, а от чего то воображаемого, системы идей.
  К пониманию причин появления зависимостей может подвести более детальная классификация по подвидам в рамках одного вида средства манипуляции. Так, телевизионная зависимость может быть представлена зависимостями от сериалов, кинофильмов, мультфильмов, развлекательных передач, новостных, криминальных, общественных программ. Подобные зависимости могут проявляться по отдельности или в совокупности для конкретных пользователей.
   Аналогично, в компьютерной зависимости выделяются такие подвиды как игровая, интернет зависимость. Подробнее: зависимость от соц сетей, обычных сайтов, чатов и форумов, компьютерных игр: примитивных, реалистичных, с элементами насилия, онлайн и оффлайн и многих других.
   Такие подвиды зависимостей как остросюжетные фильмы на тв и аналогичные игры в компьютере, сериалы, говорят об эмоциональных запросах потребителя и эмоционально обусловленных зависимостях. Нейтральные по эмоциям передачи вроде научных, нейтральные сайты на подобии википедии, примитивные игры, могут иллюстрировать зависимость от потока информации, подчас неважно какой, главное чтоб она была ( своего рода жвачка ).
  Вопрос формирования зависимостей неясен и требует подробного изучения, сейчас лишь очевидна простая классификация зависимостей.


Табакокурение и другие химические зависимости
vlador0


   К химическим зависимостям (аддикциям) относятся популярные разрешенные наркотики (алкоголь и табак), и другие, запрещенные наркотики. Манипулятивный смысл большинства этих зависимостей заключается в простом подавлении интеллекта потребителей, другие средства манипуляции имеют обычно другой манипулятивный смысл: внедрение каких то идей в сознание потребителей и через это изменение их поведения.
   Помимо манипулятивного смысла химических аддикций у них может быть и другой смысл: изменение социальных связей потребителей. Так, употребление алкоголя и табака иногда служит поводом для наращивания таких связей. Особенность табачной зависимости в том, что у нее нет выраженного манипулятивного смысла, в отличии от алкоголя табак не вызывает заметного подавления интеллекта, причем польза для поддержания, наращивания социальных связей часто очевидна. Разумеется, другой вопрос пользы/вреда здоровью потребителей табака.


Идеологии как средсвто привлечения
vlador0


   Здесь говорилось о демонстрации морали, справедливости как возможном механизме привлечения аудитории. Такая демонстрация может прослеживаться в кино, других произведениях массовой культуры, в религиях. Разумеется привлекательной демонстрация морали может быть для какой то части аудитории, получающих удовольствие когда добро побеждает зло и т п. Мораль это – идеология, другие идеологии могут быть аналогичными средствами привлечения. В произведениях американского кино есть линия либерализма, идеи свободы которые как пропагандируются так и привлекают аудиторию, например фильмы о побегах из тюрем.
   В других отраслях манипуляции демонстрация идеологии играет похожую роль. В кампаниях по пропаганде национализма начиная с середнины нулевых было следующее: показ какого то криминального случая с напрашивающимся националистическим решением (т е пропаганда самой идеологии), затем с какого то момента, демонстрация политика-националиста как бы носителя этого идеологического решения (Поткина, Соловья и т. д.).
    Другой вариант политрекламы – существование большинства левых движений. Их частое средство привлечения масс - принадлежность к левой идеологии, хотябы какая-то ассоциация с левой идеологией. Эта ассоциация может достигаться простыми средствами вроде демонстрации красного флага, как в болотомитигах получилсь что толпа была наполнена красными флагами; есть некоторые комичные случаи когда переодеваются в красный флаг (С. Кургинян).
    Некоторые другие левые не демонстрируют левую символику буквально, но привлекают внимание идеологичностью, идеологической принципиальностью в выступлениях, статьях, как две группы левых, которые 'принципиально за'/'принципиально против' буржуазно-демократической революции/империалистического оранжизма, это такие движения как троцкисты (КРИ) с одной стороны и фигуры на подобии Кагарлицкого/блоггера n-petrovich с другой.
   В отличии от названных узких направлений: националистическом и левом, в рекламе популистских движений можно сказать что идеология не является средсвом привлечения, или иногда то, что средством привлечения является набор из различных идеологий, разные из которых выходят на первый план по обстоятельствам.


Средства манипуляции в художественных произведениях
vlador0


   В художественных произведениях для воздействия на потребителя используются образы, стереотипы, шаблоны поведения, как правило шаблоны поведения ассоциированы с образами. Эти объекты действуют на одном из уровней передачи-осознания информации, на других уровнях например - зрительное восприятие произведения, прочтение слов, букв и т. д.
  Анализ произведений может заключаться в поиске названных объектов. Для примера, в произведениях Достоевского 'Преступление и наказание' и других представлены образы простых людей людей, их тяготы и страдания. Одновременно автор демонстрирует недопустимость активных действий по противодействию, исправлению своего плачевного положения: главный герой – Раскольников совершив свои злодеяния, раскаивается, признает свои ошибки. В этом произведении Достоевский демонстрирует запретный шаблон поведения, то есть действия, набор которых должен стать нежелательным для читателя. Таким образом в произведениях писателя есть явное выражение интересов эксплуататорских классов, так и частичное выражение интересов подчиненных классов. 
  При чтении таких классических произведений у читателя есть значительный произвол, он может по разному представлять образы героев и по разному симпатизировать им, в зависимости от особенностей читателя. Другое дело, если произведение иллюстрировано рисунками, такого произвола гораздо меньше.
   Есть разные тенденции в пропаганде связанной с художественными произведениями и не только, одна из таких тенденций – упрощение образов, шаблонов поведения, стереотипов, добавление яркости этим объектам. Для шаблонов поведения это упрощение может быть следующим - схематизация, когда шаблон поведения не спрятан в большом количестве другой информации, а выделен для усвоения потребителем: есть такие жанры произведений как мультфильмы, комиксы где предельно схематизованы шаблоны поведения. Некоторые юридические, психологические советы оформленные в телепередачах, книгах так же максимально схематизированы.
   То же относится и к образам, в литературных произведениях образ размыт, читающий вкладывает свои представления о том как выглядит персонаж и с кем ассоциируется, а в фильмах образы уже конкретны и допускают мало двояких трактовок и так же высокая конкретизация образов в мультфильмах, комиксах. Аналогична и демонстрация ярких образов в других отраслях пропаганды, новостной- политической: Жириновский, Новодворская и подобные образы.
   Упрощение и придание яркости, позволяет усваивать пропаганду потребителям с различными интеллектуальными способностями и интересами. Есть и другая тенденция в пропаганде, с размытием образов, шаблонов поведения и других объектов, эта тенденция может быть направлена на сокрытие идеологической информации так же и на популяризацию произведений, так чтобы они передавали многообразие жизни, ласкали потребителя разнообразием. Эта танденция аналогична демонстрации 'объективности', 'беспристрастности' в журналистике.


О цензуре
vlador0


   Цензуру обычно представляют как набор запретов для распространения какой- то информации, обычно в сми. Совсем стереотипное представление о цензуре – нечто вроде анекдота, что к редактору сми приходит журналист и говорит 'я хочу сказать правду народу' а редактор отвечает мол нельзя, 'ведь цензура нам запрещает'. На мой взгляд, такое стереотипное представление о цензуре изложено

[Error: Irreparable invalid markup ('<a [...] http://prometej.info/new/videozal/4847-obzor-24-06-2013-1.html">') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

<p><br>&nbsp;&nbsp; Цензуру обычно представляют как набор запретов для распространения какой- то информации, обычно в сми. Совсем стереотипное представление о цензуре – нечто вроде анекдота, что к редактору сми приходит журналист и говорит 'я хочу сказать правду народу' а редактор отвечает мол нельзя, 'ведь цензура нам запрещает'. На мой взгляд, такое стереотипное представление о цензуре изложено <a href="http:// <a href="http://prometej.info/new/videozal/4847-obzor-24-06-2013-1.html">http://prometej.info/new/videozal/4847-obzor-24-06-2013-1.html</a> ">здесь</a>, выступающий представляет что вредная для классовой гегемонии буржуазии правда лежит где-то в сейфе цру, некий смельчак её достает, публикует и затем смельчака репрессируют, и основная задача левых состоит в преодолении такой цензуры. <br>&nbsp;&nbsp; В действительности о классической цензуре в современном обществе можно говорить в особых случаях, этот же приведенный выше случай с военными преступлениями империализма и попытками отсрочить общественный резонанс, в каких то особых ситуациях на подобии политической внутриклассовой борьбы 93 года: Ельцин-парламент, радикальных формах агитации: крайней националистической и т. п, особых режимах на подобии пиночетовского. В большинстве других случаев с натяжкой подходит понятие цензуры, например цензура дискурса, когда допускается обсуждать заданные темы повестки дня, самоцензура журналиста как воспитанника определенной либеральной идеологической школы и т. п. <br>&nbsp; Противоположным по смыслу цензуре либеральным стереотипом является понятие 'свобода слова'. Оба этих понятия имеют разные смыслы в современный период и монархический, феодальный о чем справедливо указывал <lj user="n-petrovich"/> . Например в современный период буржуазных демократий свобода слова это в том числе и свобода разнообразных манипуляций, а цензура может быть ограничением возможных манипуляций: например запрет на частый показ тупов, порно и подобного мог бы снизить впечатления производимые на зрителя от различных информационных кампаний. Другое дело, в период абсолютизма появление чего то лучшего чем монархическая идеология в печати, например либерального направления – проявление свободы слова и победа над цензурой.</p>

Прием запретности
vlador0


  Распространенным подходом для оформления информации для повышение доверия к ней и к источнику является 'ареол запретности'. Это все что вызвает у потребителя близкие ощущения того, что информация преодолевает цензуру, ее пытались утаить, носит оппозиционный, бунтарский характер, невыгодна 'сильным мира сего' и подобное. При том, что как правило, эти ощущения являются ложными.
  Один из примеров такого оформления привел С. Г. Кара-Мурза в своей книге, это явление самиздата в странах бывшего соцблока. По данным автора после отмены официальных запретов на самиздат произведения публиковавшиеся там не оказались популярны в обществе, популярность имелась лишь когда самиздат был под запретом. Аналогичный пример из того же исторического периода – западные радиостанции, которые периодически глушились в союзе.
   В информационных кампаниях к вариантам исполнения 'приема запретности' можно отнести подачу информации в качестве утечки, слуха из важного источника, рассекречивание архива, шпионского скандала, сюда же относится и конспирология. Заявления Сноудена и Ассанджа укладваются в этот тип информ кампаний, и хоть они могут иметь общественную пользу, важно отметить что такие явления как электронный шпионаж или захватнический характер американских войн был очевиден многим.
   В полит индустрии и политрекламе 'прием запретности' широко распространен, причем часто его исполнению помогает внутриклассовая борьба. С одной стороны правящая группировка подавляет конкурентов, с другой стороны сами ее конкуренты, представители того же класса, стимулируют и демонстрируют такое подавление, не всегда ясно какая из этих тенденций больше. Здесь можно привести и пример митинга на Болотной в прошлом году и профессиональных зеков-лимоновцев, радикальных националистов.
   С этим приемом связано своеобразное эмоциональное и другие искажения передаваемой информации, от части его можно обозначить как смесь алармизма, чувства негодования, несправедливости, удивления, неожиданности, ощущения откровения, осознания тайны. Искажения аналогичны например художественным искажениям: демонстрации фотогеничных, красивых людей на тв и в кино.
   На примере того же самиздата видна возможность использования данного приема для запуска вирусных кампаний, с  распространением информации за счет межличностного общения.


Виды манипуляций по степени явности-скрытости
vlador0


   Манипуляциями в широком смысле можно считать воздействия на сознания человека/общества с целью изменения этого сознания, в более узком смысле это действия направленные на изменения противоположные интересам манипулируемых, например навязывание рабочим буржуазной идеологии.
   Один из вариантов классификации манипуляций - по степени их открытости, условное деление на явные и скрытые (эта степень прежде всего для потенциальных манипулируемых). Явные манипуляции, когда достаточно ясно каких изменений сознания добивается манипулятор и то что сами манипуляции происходят. И наоборот, скрытые где не понятно происходят ли манипуляции вообще и если происходят то куда направлены предполагаемые изменения в сознании.
   К явным манипуляциям можно отнести такие явления как коммерческую рекламу, если не учитывать ее неявной составляющей, скрытой в каких то зрительных эффектах, психологических приемах. В некоторых случаях можно к явным манипуляциям относить и политическую рекламу, в той части например где говорится что должен делать потребитель: идти/не идти на выборы/акции. К явным манипуляциям относится часто и официоз, пропаганда нравственных норм в т ч декларативная часть религиозной пропаганды.   
   Очевидна слабость явных манипуляций как открытого целенаправленного воздействия на общество извне из какого то выделенного источника, чего-то инородного. С. Г. Кара-Мурза в своей книге утверждает что по-скольку религиозная пропаганда является явной, открытой то на его взгляд это и не манипуляция вовсе, а нечто иное. Видимо в его понимании манипуляция может быть только скрытой. Разумеется открытой, явной манипуляцией является декларативная часть религиозной пропаганды, состоящая из догм, запретов и т д. В антирелигиозной коммунистической пропаганде как правило говорилось и о более скрытых составляющих религий, таких как мотивация на послушание, повиновение силе и т. д.
  Большая часть манипуляций имеет скрытый характер, примеры их следующие: пропаганда государства в различных информ кампаниях, событиях связанных с чп; пропаганда индивидуализма с помощью демонстрации насилия, жестокости, фиксации на потреблении, комфорте; демонстрация скрытых шаблонов поведения в кино.  Неявные идеологии так же имеют скрытый манипулятивный характер, усвоившие их не осознают часто их системность, значимость, воздействие на принятие решений, со стороны неявные идеологии выглядят как несвязные утверждения из области здравого смысла, компота из стереотипов, заученых фраз.
  Одним из способов противодействия манипуляциям – это перевод их из скрытых в явные, открытые для возможно большего количества членов общества. Для такого перевода необходимо как изучение механизмов манипуляции так и популяризация полученных знаний. И Ленин и Кара-Мурза занимались этими вещами на разных уровнях.


Политическая реклама
vlador0

   Непосредственная пропаганда в пользу/против политических движений, политиков это политреклама.
Особенности политрекламы следующие:
-как правило незначительный объем, невысокая значимость во всей массовой культуре.

 

-частая направленность этого вида рекламы на действия со стороны потребителей (мотивация к действиям): выход/невыход на выборы, митинги, голосования. Этим политреклама похожа на коммерческую рекламу, требующую например купить товар, и этим же свойством она отличается от других направлений пропаганды, например массовая развлекательная культура или образование часто не требуют каких то конкретных действий, добиваясь лишь усваиваемости идей/стереотипов/шаблонов поведения которые может исполнить потребитель когда то в будущем;
-часто краткосрочность, быстрые изменения. Это особенность по сравнению с пропагандой идеологической, мировоззренческой срок которой может быть дольше времени жизни политиков.
-Так же по сравнению с идеологической, политреклама более персонифицирована, привязана к конкретным личностям. Между политкрекламой и идеологической пропагандой в целом – плавный переход, т е эти жанры незаметно переходят один в другой, например политдвижения распространяющие идеологию или новостные сюжеты с комментариями политиков. Незаметна так же граница между политической рекламой и рекламой политических систем (политических режимов). Другое дело политреклама и музыкальная культура или политреклама и кино, здесь четкие гразницы жанров.


Основные задачи манипулируемых
vlador0

    Средства манипуляции как правило выполняют две функции: манипулятивные и дополнительные. Манипулятивные функции – воздействие на сознание потребителей в интересах классового меньшинства или его отдельных частей. Дополнительные – то, что может заинтересовать потребителя, как правило представляет пользу для потребителя.    
   Среди дополнительных функций средств манипуляции такие как информационная – получение информации об окружающем мире (сми, средства межличностной коммуникации, интернет), образовательная, психотерапевтическая. Отсюда и основная задача манипулируемых, которая сводится к получению дополнительных функций средств манипуляции и минимизации их основной функции. Крайние варианты решения приведенной задачи это максимальный отказ от использования средств манипуляции, в частности от потребления сми, переход от сми к интернету, возможна так же аполитичность как вариант отказа. Другой крайний вариант решения задачи: неограниченное потребление ими средств манипуляции, без оглядки на пропагандистскую составляющую.

Отражение вопросов манипуляции в искусстве. Фильм 'Обитаемый остров'
vlador0


   В фильме обитаемый остров показаны средства манипуляции двух типов: один тип это излучатели ослабляющие интеллектуальные способности граждан и делающие большинство граждан внушаемыми, второй – сми, в основном телевидение.
   Интересна сама идея классификации средств манипуляции : вспомогательные, подготавливающие сознание человека к восприятию средств манипуляции другого типа – внедряющих определенные идеи. В реальной жизни роль средств манипуляции первого типа т е подготавливающих сознание человека к манипуляциям могут играть различные наркотические вещества и алкоголь, их действие заключается только в ослаблении интеллектуальных способностей, внушаемость так же может падать, в отличие от результата работы облучателей из фильма 'Обитаемый остров'.
    Средства манипуляции второго типа, т е внедряющие идеи это любые сми, и, опосредованно сами граждане уже подвергшиеся манипуляциям – и в фильме и в реальности здесь одинаковая картина, с поправкой на то что в фильме идет речь о внедрении некой моноидеологии а в реальности пропагандируется полиидеология.
  Средства манипуляции могут и сочетать две названные функции – подготовка сознания пользователей и непосредственное внедрение идей, например демонстрация насилия в новостях для привлечения внимания и затем официальные заявления политиков идущие следующим сюжетом.


?

Log in